Ожидается, что в 2025 году рынок подержанных автомобилей в Украине испытает заметный рост цен — потенциально в диапазоне от 10% до 23%. Этот прогноз во многом объясняется пересмотренной системой налогообложения, которая напрямую влияет на лиц, продающих свои автомобили более одного раза в течение одного года, как сообщает «РБК-Украина».

С 1 декабря 2024 года обновленный Налоговый кодекс Украины требует от частных лиц платить два вида налогов при продаже автомобиля: налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и военный налог.

Общая налоговая нагрузка зависит от того, сколько сделок продавец совершает в календарном году, а также от типа транспортного средства.

Распределение выглядит следующим образом:

Первая продажа: без налога.

Вторая продажа: облагается 5% НДФЛ и 5% военным налогом (всего 10%).

Третья и последующие продажи: облагаются налогом по ставке 18% НДФЛ и 5% военным налогом (всего 23%).

Важно отметить, что для таких категорий, как грузовики и прицепы, налог применяется даже при первой продаже — взимая 10% налога за первые две транзакции и увеличиваясь до 23% с третьей.

Значительная часть торговли подержанными автомобилями в Украине связана с перекупщиками, которые импортируют и перепродают автомобили из-за рубежа. Новая налоговая система налагает на них тяжелое бремя, что приводит к ожиданиям, что эти расходы будут переложены на потребителей.

Авторынок: скрин с видео
Авторынок: скрин с видео

Это может существенно подтолкнуть цены на подержанные автомобили, особенно в бюджетном сегменте. Например, средняя стоимость подержанного бензинового автомобиля уже выросла примерно до 6000 долларов, что на 3,4% больше, чем в прошлом году.

Хотя продажа по доверенности долгое время была лазейкой для избежания налогов, новые правила создают сложности. Когда транспортное средство передается по доверенности и продается позже, транзакция учитывается под именем законного владельца, а не пользователя. Это означает, что налоги будут применяться к лицу, изначально выдавшему доверенность, особенно если это их вторая или третья продажа в году.

Эта система создает правовую ловушку для многих владельцев, которые думали, что они уже расстались со своим транспортным средством. Если покупатель позже официально оформит право собственности путем официальной регистрации, налоговая ответственность снова перейдет к первоначальному владельцу.

Чтобы избежать непредвиденных налоговых обязательств:

Ограничьте количество продаж автомобилей в течение одного календарного года.

Избегайте неформальных схем продаж, таких как использование доверенностей.

Обратитесь за юридической или налоговой консультацией перед завершением сделки, чтобы убедиться, что она соответствует обновленным правилам.

Правильно документируйте каждую сделку и отслеживайте, сколько официальных продаж регистрируется на ваше имя ежегодно.

Продажа или покупка автомобилей теперь требует большей осторожности, так как непонимание или несоблюдение обновленных правил может привести к значительным дополнительным расходам.

Напомним, всем владельцам авто приготовиться: что будет с ценами на топливо на АЗС – НБУ обновил прогнозы

Раннее «hyser» сообщал, штрафы увеличат в 5 раз: владельцев авто ввели в ступор – заплатит каждый

Как сообщал «hyser», штрафы за шины и лишение прав: автомобилистов предупредили